Вы когда-нибудь задумывались, почему 60 Гц является стандартной частотой обновления для дисплеев? Все началось с аналоговых телевизоров, затем их ЭЛТ-трубки были перепрофилированы в компьютерные мониторы. Затем появились ЖК-мониторы, но их медленное время отклика означало, что они не могли работать выше 60 Гц. Кроме того, 60 Гц было достаточно, верно?
По мере того, как ПК становились более мощными, они начали воспроизводить видео — видео, снятые и отредактированные с помощью телевизионного оборудования, то есть 60 Гц (с чересстрочной разверткой, но давайте держаться подальше от этой кроличьей норы). Возвращаясь к сегодняшнему дню, 60 Гц по-прежнему считается «нормальной» частотой обновления, однако дисплеи с высокой частотой обновления (HRR) становятся все более и более распространенными на смартфонах до такой степени, что их ожидают на чем-либо выше начального уровня.
Итак, сегодняшняя история начинается в 2017 году с Razer Phone. Поставщики игрового оборудования с RGB-подсветкой приобрели Nextbit несколькими месяцами ранее. Для тех, кто не помнит, компания была известна благодаря Nextbit Robin, «облачному» смартфону, который поставлялся только с 32 ГБ встроенной памяти и без слота microSD — предполагалось, что вы будете использовать 100 ГБ облачного хранилища для файлы. Если мы будем добры, мы можем сказать, что идея опередила свое время в 2015 году. К счастью, Razer Phone отказался от облачного подхода — у него было 64 ГБ памяти и слот microSD, в других отношениях он был передовым. .
Телефон Razer
Razer Phone был оснащен 5,7-дюймовым ЖК-дисплеем IGZO IPS, который был настоящим зрелищем, когда мы впервые увидели его в конце 2017 года. Эта панель производства Sharp работала с частотой 120 Гц, что вдвое превышало частоту обновления других телефонов того времени.
Более того, панель получила это прямо из ворот и поддерживала переменную частоту обновления (VRR). Это позволило дисплею адаптироваться к частоте обновления, с которой может работать графический процессор, что привело к плавному воспроизведению без разрывов. Каким бы мощным ни был Adreno 540 внутри Snapdragon 835, он не мог поддерживать FPS на уровне 120. Да это и не было нужно.
Между прочим, это был дисплей с разрешением 1440p, более резкий, чем у некоторых флагманских дисплеев сегодня. И он поддерживал широкую цветовую гамму, что тогда только начинало набирать обороты. Вишенкой на торте были фронтальные стереодинамики по бокам дисплея — это был телефон для игр и мультимедиа, и он давал понять всем.
Как это часто бывает, Sharp одним из первых внедрила новую технологию (в данном случае собственную). Sharp Aquos R Compact был анонсирован в октябре 2017 года с 4,9-дюймовым дисплеем 1080p 120 Гц. Sharp поставляла дисплеи HRR другим производителям еще до этого, но ни один из них не был так известен, как Razer.
В следующем году Razer выпустила телефон второго поколения, Razor Phone 2, хотя, похоже, он использовал ту же панель, просто переключившись с Gorilla Glass 3 на GG5. Однако логотип Razer на задней панели теперь имеет RGB-подсветку, что важно для этой конкретной фанатской базы.
Asus присоединился к игре с оригинальным телефоном Asus ROG, но у него был другой подход. Он выбрал панель AMOLED с частотой обновления 90 Гц, но не с переменной частотой обновления. И у него было более низкое разрешение, 1080p (что, вероятно, было более реалистичным, учитывая возможности графического процессора Snapdragon 845).
Телефон Razer 2 • Телефон Asus ROG ZS600KL • Компактный Sharp Aquos R2
В 2019 году дисплеи с высокой частотой обновления стали мейнстримом — они были в серии Pixel 4, в серии OnePlus 7, а также в Oppo Reno3 Pro, Realme X2 Pro, Redmi K30, Lenovo Z6 и многих других. Относительно новая серия игровых телефонов от ZTE, Red Magic, также представила свои первые телефоны HRR в том же году.
Google Pixel 4 • OnePlus 7 Pro • Oppo Reno3 Pro 5G • Realme X2 Pro
Xiaomi Redmi K30 5G • Lenovo Z6 • ZTE nubia Red Magic 3 • Телефон Asus ROG II ZS660KL
В большинстве этих телефонов использовались дисплеи AMOLED, хотя у Redmi K30 был ЖК-дисплей. И у них было кое-что общее — им не хватало поддержки переменной частоты обновления. В то время это могли делать только телефоны, оснащенные панелями IGZO, и, учитывая, что Razer разочаровался в телефонном бизнесе, это означало, что Sharp Aquo только изредка.
Потребовалось некоторое время, чтобы VRR вернулся к смартфонам, и это произошло, когда панели LTPO AMOLED начали выходить с завода. Они были представлены на нескольких моделях 2021 года от обычных подозреваемых — Google, OnePlus, Oppo и Xiaomi, а также на некоторых моделях vivo.
Google Pixel 6 Pro • OnePlus 9 Pro • Oppo Find X3 Pro
Xiaomi 12 Pro • Vivo iQOO 8 Pro • Apple iPhone 13 Pro Max
Можно использовать VRR на дисплеях без LTPO, просто это неэффективно. Фактически, это был первоначальный вариант использования технологии (Apple использовала ее в Apple Watch Series 4). В прошлом году Apple, наконец, присоединилась к группе HRR с серией iPhone 13, несмотря на то, что предлагала iPad с дисплеями ProMotion (начиная с iPad Pro второго поколения).
Как мы уже говорили ранее, дисплей HRR является чем-то само собой разумеющимся на современных устройствах среднего класса и особенно на флагманах с частотой 120 Гц, которая является наиболее распространенным числом, хотя есть и несколько моделей с частотой 90 Гц.
По большей части это игровые телефоны, которые продвигаются выше. Red Magic 5G был первым, кто достиг частоты 144 Гц в марте 2020 года, затем год спустя Red Magic 6 достигла 165 Гц, и на данный момент это самый высокий уровень для смартфонов.
ZTE Nubia Red Magic 5G • ZTE Nubia Red Magic 6
Игровые мониторы и ноутбуки теперь предлагают 240 Гц, 300 Гц, 360 Гц и так далее, поэтому мы не сомневаемся, что некоторые игровые телефоны рано или поздно превысят 165 Гц. Другой вопрос, действительно ли это полезно с графическим процессором с батарейным питанием.
Когда дело доходит до частоты обновления, интерфейс телефона заметно более плавный при частоте 90 Гц, особенно при 120 Гц, а затем все начинает снижаться. Игровым телефонам требуется минимально возможная задержка, чтобы дать игрокам лучшее время реакции, поэтому для них имеет смысл использовать более высокую частоту обновления.
Однако для общего использования смартфонов мы предполагаем, что 120 Гц будет нормой в течение нескольких лет. Мы думаем, что основное внимание будет уделено другим улучшениям, например, более широкому внедрению панелей с переменной частотой обновления (которые действительно помогают не только в Always On Displays, но и в играх).